КЛАДБИЩЕ - ЭТО ЖИЗНЬ
(Виктор Владимирович Белоцерковец.)
Хотим мы того или нет, но кладбище занимает в нашей жизни одно из важнейших мест. Человек может никогда не побывать в театре, музее, библиотеке, парке культуры, ресторане, но он непременно и не единожды посетит кладбище. Причем неверно думать, что кладбище—это только мрачная, горестная сторона человеческого существования: чаще всего люди бывают в печали на кладбище лишь в день похорон кого-то из близких, а позднее посещение дорогой могилы вызывает, как правило, чувство умиротворения, умиления. Неслучайно поэт Михаил Александрович Дмитриев давным-давно еще писал: «Народ наш московский любит к усопшим родным, как к живым, приходить на свиданье».
Вот именно, как к живым. Как же свидание может быть горестным? Вопреки представлению о кладбище, как о царстве скорби, ее здесь ничуть не больше, чем вне кладбищенской ограды. Нужно заметить, что слово кладбище не вполне соответствует греческому некрополь. А может быть, и вовсе не соответствует, хотя употребляют их теперь как синонимы. некрополь означает город мертвых. Кладбище, как нетрудно догадаться, происходит от слова клад, получившееся в свою очередь от глагола класть, то есть, по формулировке Даля, полагать лежмя. Клад — слово очень древ- нее, очевидно, старославянского происхождения, означающее нечто ценное, зарытое в землю. Причем зарытое до поры. Никто же не станет укрывать ценности таким образом, чтобы потом не было возможности их обрести.
Согласно христианскому вероучению все верные чада церкви, все спасшиеся получают в награду за свою верность жизнь вечную. У того же Даля есть выражение: «смерть упокоевает». Верный христианин не исчезнет бесследно, но лишь упокоевается на время. Поэтому он — верный должен как ценный клад быть положен лежмя в специально отведенном месте ожидать воскресения.
Если же человек жил неправедно и умер дурной смертью, не покаявшись, не приобщившись святых тайн, то вместе с верными его не хоронили, а закапывали где ни- будь в сторонке или просто выбрасывали в поле. Вот почему значение слова кладбище изначально не могло соответствовать языческому греческому понятию город мертвых. У русского Бога нет мертвых. И православный народ наверное знает: «сущим во гробех живот даровав». Вот почему русское кладбище, и прежде не почитавшееся местом скорбного удела, «аидовой областью мглистой», до сих пор сохранило свой живой, попирающий смерть характер.
Могильщики утверждают, что их профессия самая древняя, существенно древнее прочих известных человечеству: когда другие только-только зарождались, могильщики уже были вполне квалифицированными и хорошо организованными профессионалами. Как только человек созрел до понимания, что умершего соплеменника нежелательно оставлять поверх земли, так сразу и появились могильщики. Но справедливости ради нужно заметить, что эта трактовка в духе народной этимологии. На самом же деле профессия могильщика в России насчитывает не более чем 250 — 300 лет. Естественно, и до этого люди умирали, и
Работники кладбищ рассказывают, что особенно много гробов бывает в праздники и в ближайшие дни. Очевидно, люди слишком бурно, не зная меры, отмечают праздники. Значительный, как говорится, падеж населения отмечается во время магнитных бурь. Тогда у могильщиков — запарка. А между этими периодами объем работы существенно сокращается.
На кладбище нередко случаются такие забавности, которые, казалось, не должны бы здесь происходить. Щербинское — новое кладбище и одно из самых больших в Москве. Теперь это долина могил и надгробий. А началось кладбище с первой и единственной могилки. Но похоронен там был не покойный, а… бочонок с бутылкой водки. Дело в том, что, когда рядом с подмосковной Щербинкой были отведены бескрайние угодья под кладбище, никто не хотел в этой пустыне мрачной, в этой степи мирской хоронить своих новопреставленных. Люди подъезжали к кладбищенским воротам, узнавали, что они здесь первые клиенты, разворачивались и везли 3 покойника на другое кладбище. Первым хоронить покойника по какой-то причине, очевидно из-за суеверных опасений, никто не хотел. И тогда могильщики придумали, как разрешить эту проблему: взяли деревянный бочонок, положили в него бутылец, выкопали у самых ворот яму и торжественно похоронили в ней свой клад. Захоронение оформили надлежащим образом: насыпали холмик, поставили крест. Уловка удалась, ибо с этого же дня вслед за первым холмиком появились уже самые настоящие захоронения.
Или вот байка. Привезли
Вот, например, анекдот. Во время похорон бригадир могильщиков увидел, что у покойного из кармана торчит ассигнация крупного достоинства. Он шепнул одному из подручных, чтобы тот отвлек внимание собравшихся у гроба, а сам незаметно потянулся к ценной бумажке. Мнимый покойный тут же открыл глаза, схватил бригадира за руку и громко сказал: „Контрольное захоронение!“
А еще такой случай. К граверу на Ваганьковском кладбище обратился заказчик. Он попросил выбить на камне для родственника… бутылку рябиновой настойки. И так, чтобы название продукта на этикетке непременно отчетливо читалось. Оказывается, покойный очень любил „Рябиновку“ и предпочитал ее всем прочим. Гравер не без труда объяснил заказчику, что бутылку изображать на надгробии
Тема кладбищ неисчерпаема и велик интерес читателей к ней.
По мотивам Юрия Рябинина.
21.03.2011, 13002 просмотра.